Поиски затонувшего "Титаника"
Согласно показаниям спасшихся пассажиров первого и второго класса и сведениям, просочившимся в печать, на борту «Титаника» находилось немало сокровищ. По подсчетам директора-распорядителя судоверфи Эндрюса, на которой строился пароход-гигант, «стоимость» пассажиров лайнера, среди которых были коллекционеры, миллионеры и весьма состоятельные люди, составляла около 250 миллионов долларов. Эти пассажиры везли с собой дорогие антикварные картины, вещи, бриллианты и золото.
Конечно, картины, как и бесценный манускрипт Омара Хайяма «Рубаи», редчайшая, великолепной сохранности мумия египетской прорицательницы времен фараона Аменхотепа I (принадлежала археологу и лорду Кантервилю), — все это безвозвратно погибло в пучине, но слитки золота, бриллианты и золотые украшения, несомненно, остались и сейчас в каютах «Титаника».
Все попытки установить точное местонахождение и обнаружить останки судна долгое время заканчивались ничем.
План поиска "Титаника" обсуждался уже всего через пять дней после трагедии. Винсент Астор, сын Джона-Джейкоба Астора, объявил о своем желании отыскать место залегания судна, пробраться в его корпус, чтобы извлечь оттуда тело своего погибшего отца. Однако, его тело обнаружилось буквально на следующий день и об этой идее забыли.
В том же 1912 г. идея поиска и подъема "Титаника" ради захоронения тел погибших вместе с ним пассажиров и членов команды, обсуждалась вновь. Это задумали осуществить семьи миллионеров - Асторы, Гуггенхеймы и Уайднеры, которые обсуждали вопрос подъема лайнера с "Меритт и Чэпмен Деррик и Урекинг Компани", специализировавшейся на подводных спасательных работах. Однако, несмотря на наличие достаточных финансовых средств, специалисты понимали, что с технической точки зрения такая операция в то время была неосуществима.
Июль 1980 года - первая поисковая экспедиция. Исследовательское судно "Фея" (H.J.W. Fay) вышло из Порт-Эверглейдз (Port Everglades, Флорида). Это судно снаряжалось дважды, но в обоих случаях из-за сильных штормов экспедиция прекращалась и судно возвращалось ни с чем.
Август 1985 - совместную франко-американскую экспедицию, которая была снаряжена Вудзхоллским Океанографическим институтом (Woods Hole Oceanographic Institution, MA). Ее возглавил д-р Роберт Беллард (Robert Ballard. В экспедиции принимали участие два судна: Le Suroit, имевший на своем борту гидролокатор (судно предоставлено Францией), а также Knorr, который управлял "Арго" (Argo), подводным видеороботом, предоставленным американским ВМФ.
В 1 час 5 минут утра 1 сентября 1985 года, когда экспедиция подходила к концу и должна была возвращаться так ничего и не найдя, а команда уже оставила все надежды, на экране электронной системы управления гидролокатором неожиданно возникло изображение. По очертаниям этого изображения угадывался паровой котел с "Титаника", вросший в океаническое дно. Впервые, через 73 года после катастрофы, глаза человека увидели останки знаменитого судна.
"Арго" помог раскрыть тайну "Титаника". Подтвердился тот факт, что лайнер при крушении развалился на две части между третьей и четвертой дымовыми трубами. "Титаник" находился на глубине в 12 460 футов. На этой глубине давление воды составляет примерно 6 000 фунтов на квадратный дюйм!
Июль 1986 года - вторая экспедиция и с новым научно-исследовательским судном "Атлантис II" (Atlantis II), оснащенный небольшим подводным обитаемым аппаратом "Элвин" (Alvin), с управляемым небольшим внешним фотороботом под названием "Джейсон младший" (Jason Junior, сокращенно J.J.)
Носовая часть лайнера погрузилась более чем на двадцать метров в ил и песок. Левый якорь находился всего в двух метрах от дна, а правый лежал на нем. Борта судна были покрыты ржавчиной образовавшей огромные "сталактиты". Это была работа бактерий, для которых металл служил источником питания. На глаз невозможно было определить степень разрушения корпуса "Титаника", но позднее эксперты вудс-холских лабораторий установили: "Титаник" в таком состоянии, что любая попытка поднять его приведет к тому, что корпус рассыплется на части.
Осмотрели палубу, и глазам предстала мрачная картина: вместо досок ее покрывал слой из мельчайших раковин, моллюсков, которые за три четверти века уничтожили практически все дерево. Стало ясно, что ситуация внутри судна та же: прекрасная обшивка, мебель - все это уже, видимо, давно исчезло. Сохранились лишь некоторые детали, сделанные из дуба.
Во время восьмого погружения, 21 июля, "Элвин" направился к кормовой части судна, находившейся в 650 метрах от носовой части и тоже погруженной почти на 15 метров в песок и ил. Выступало лишь пять с половиной метров борта гигантской кормы, большая же ее часть и три винта были невидимы.
Последний, одиннадцатый, спуск состоялся 24 июля. По этому случаю Бэллард укрепил на носовой части "Титаника" вторую металлическую плиту от нью-йоркского клуба изобретателей с надписью, обращенной ко всем, кто, возможно, в будущем тоже доберется до "Титаника": "Оставить его в покое". Двенадцатидневная экспедиция завершилась, и "Атлантис II" взял курс на Вудс-Холл.
Беллард и его команда оставили последнее пристанище лайнера нетронутым кроме того, что они установили пластину в память о погибших здесь в 1912 г.
В процессе этой экспедиции "Титаник" открыл много своих тайн, которые он хранил в течение семидесяти четырех лет. Одним из самых значительных открытий стало подтверждение того факта, что огромное судно лежит на дне отнюдь не в целости, как в начале полагал и доктор Бэллард.
На протяжении всех этих лет вопреки показаниям очевидцев и свидетелей, считалось, что "Титаник" затонул неповрежденным. Но теперь было доказано обратное.
Результаты этих двух экспедиций позволили вынести окончательное решение: "Титаник" никогда не будет поднят с морского дна. У многих это вызывает сожаление. Судно уже три четверти столетия "отдыхает" в глубинах океана. Его красота давно померкла, стальные листы съедает ржавчина, водонепроницаемые переборки покоробились, роскошные интерьеры более не существуют.
Координаты местонахождения останков лайнера
1000 миль к востоку от Бостона (Массачусеттс) и 375 миль юго-восточнее Сент-Джона (Ньюфаундленд)
- Глубина: 3 840 метров (12 600 футов)
- Носовая часть: 41°43'57" с.ш., 49°56'49" з.д.
- Кормовая часть: 41°43'35" с.ш., 49°56'54" з.д.
- Котлы: 41°43'32" с.ш., 49°56'49" з.д.
Другие интересные сведения
- Позиция, определенная Джозефом Г. Боксхоллом: 41°46' с.ш., 50°14' з.д.
- Неверный маневр в обход айсберга: 41°44' с.ш., 50°24' з.д.
- Позиция "Калифорниана": 42°05' с.ш., 50°07' з.д.
- Позиция "Карпатии" в момент приема спасенных пассажиров: 41°36' с.ш., 50°00' з.д.
Научные исследования
Корпус "Титаника", как и любое металлическое изделие, подвержен коррозии. В процессе проведенных исследований проб металла корпуса лайнера, были обнаружены весьма интересные продукты коррозии. Структура, химия и минералогия продуктов коррозии позволило ученым проникнуть в геохимию железа и других металлов, погруженных в глубоководную морскую среду. Тот факт, что "Титаник" был полностью новым судном, даже не завершившим свой первый рейс и затонувшим, позволяет проводить хорошо контролируемое научное исследование.
Наиболее очевидными продуктами коррозии на "Титанике" является многослойная ржавчина (rusticles). Она похожа на сталактиты и достигает в некоторых местах длины в несколько десятков сантиметров. Ржавчина имеет однородную красную внешнюю поверхность, которую составляет гидроокись железа (iron oxyhydroxide). Когда подобный нарост разламывается, то открывается нижний "материнский" слой ярко-оранжевого цвета. Игло-подобные кристаллы, которые составляют ядро многослойной ржавчины, именуются гетитами (goethite).
Когда было проведено исследование биологической активности, оказалось, что ржавчина разрасталась в присутствии бактерий. Причем, присутствовали бактерии того вида, которые поглащают сульфат и быстро размножаются в анаэробной (лишенной кислорода) среде.
На этом притягательном объекте катастрофы имеются также некоторые другие интересные продукты коррозии, именуемые "ржавыми потоками" ("rust flows") и "ржавыми хлопьями" ("rust flakes"). Обраружено преобладание "потоков" на палубе судна, последовательный анализ которых показал, что они нарастают примерно по 10 сантиметров за год. "Хлопья" очень схожи по структуре с многослойной ржавчиной и представляют собой смесь гетита и лепидокрокита (lepidocrocite). Оба этих минерала образуются в присутствии железа и предполагают колонизирование бактерий. Исследование показало, что биологическая активность морской воды играет очень существенную роль в корродировании "Титаника". Теперь ясно, что эти бактерии просто необходимы для формирования и быстрого распространения "ржавых потоков" и их многослойной разновидности.
Вторая французская подводная экспедиция получила разрешение на извлечение предметов из кают и доставку их на поверхность. Видимо, сыграли роль некоторые интересные аргументы французов, убедивших юристов извлекать со дна океана как научные данные, так и предметы имеющие юридическое значение.
Например, на следствии и на суде, разбиравших обстоятельства гибели «Титаника», некоторые пассажиры утверждали, что, пока «Титаник» тонул, отдельные члены команды грабили личные сейфы в каютах. Это было серьезным обвинением, которое предстояло расследовать.
Действительно, «Ясону» удалось обследовать некоторые служебные помещения и каюты пассажиров, в том числе ту, которая, по свидетельству очевидца, была ограблена. Оператору «Ясона» удалось с помощью манипулятора повернуть ручку сейфа, отчасти это говорило о том, что замок сейфа действительно открыт, но массивная стальная дверца, покрытая толстым слоем ржавчины, так и не поддалась!
О сейфах, расположенных в служебных помещениях и каюте капитана Смита, прессе ничего не было сообщено. Известно только, что французами было поднято на поверхность 1412 предметов.
Следующий шаг был предпринят Российским институтом океанологии имени П. Ширшова. В 1991 году российские батискафы опустились на глубину почти 4 километра и сделали первую видеозапись, а также взяли образцы облицовки корпуса. После этой экспедиции официальные представители Института им. П. Ширшова сделали заявление о том, что предыдущие экспедиции настолько беспечно обращались с поддающимися перемещению под водой предметами и механизмами корабля, что восстановить полную и точную картину кораблекрушения уже не представляется возможным.
В 1996 году Роберт Баллард предпринял беспрецедентную попытку поднять 10-тонный обломок корпуса, но лопнули страховочные канаты.
По материалам сайта octopus.msk.ru и книги "100 великих кораблекрушений"