Режиссёр: Такахата Исао (Япония)
Год: 1988
Япония, Кобе, 1945 год.
Молодой парень по имени Сэйта и его маленькая сестренка Сэцуко остались одни - их родители погибли. Сэйта пытается наладить нормальную жизнь - но одна его ошибка ведет к ужасной катастрофе.
Дополнительная информация.
Фильм основан на автобиографическом романе Носаки. Послевоенные воспоминания не давали писателю жить, и он решил их описать. Книга "Могила светлячков" считается классикой японской литературы, посвященной Второй мировой войне.
Экранизация книги считалась проектом, обреченным на коммерческий успех благодаря его "образовательному" значению. Поэтому фильм был выпущен в паре с "Нашим соседом Тоторо" Миядзаки Хаяо, чтобы "протолкнуть" его к зрителю. Действительно, "Могила" и "Тоторо" были закуплены многими школьными советами для показа ученикам.
Концовка со смертью главного героя была изобретена Такахатой. В оригинале и в жизни Сэйта/Носака остался жив. Новый вариант окончания придал фильму острое антивоенное звучание, книга же скорее - самообвинение автора.
Многие считающиеся классическими аниме стали таковыми не в последнюю очередь благодаря своим сложным сюжетам, с множеством подтекстов, непростой философией, параллельными реальностями. Сюжетная линия "Могилы светлячков" вызывающе проста и пряма, но если вы не смотрели этот фильм, ваше мнение об аниме, каким бы оно ни было, неверно.
Да, все просто. Двое детей, брат с сестрой, остаются одни во время войны. И им надо выжить. При этом дети остаются детьми - они играют, им хочется вкусненького, они совершают детские ошибки во взрослом мире. Это не дети-герои, они не взрослеют от пережитого, они не ловят диверсанта, не спасают знамя или раненого бойца, они вообще никого не спасают, они не могут спасти даже самих себя. Они - жертвы, но они менее жертвы войны, чем людской черствости, равнодушия и мелочности. Все просто. Тут нет ничего непонятного. Не будет хэппи енда, никто сильный и добрый не придет и не спасет. Все умерли.
Это не такой фильм о войне, где взрывы красивы, где герои смело умирают на поле боя, где лицо врага четко и узнаваемо. Здесь в смерти нет ничего красивого, зато есть мухи, червяки и разложение. И они касаются всех - даже маленьких детей.
Наверное, есть более душераздирающие фильмы. Хотя я что-то не припомню ничего, потрясшего меня сильнее, чем "Могила светлячков", по крайней мере, в последнее время. Я не склонна рыдать над книгами и над фильмами, зная, что это все - игра и слова, но судьба нарисованных детей (хоть и имеющих реальных прототипов) тронула меня до глубины души.
Конечно, здесь нет крутых компьютерных спецэффектов, от которых захватывает дух. И время создания фильма (1988), и его содержание как-то не способствуют. Зато есть яркие детские характеры. Особенно хороша маленькая девочка Сэцуко: жесты, детские повадки, интонации - все так похоже на настоящего ребенка и лишено каких бы то ни было характерных для аниме условностей, что совсем не сложно забыть, что перед тобой - рисованный, а не реальный персонаж. И от этого воздействие фильма только увеличивается.
Зачаровывают сцены с участием светлячков, анонсированных в названии. Мягкая, спокойная красота посреди хаоса, голода и разрухи... Смотреть и думать, думать...
Да, этот фильм, безусловно, стоит того, чтобы его посмотреть. Сильный, грустный, но не слащавый. Если когда-нибудь перед вами вдруг будет стоять такой странный выбор - какое одно-единственное аниме в жизни посмотреть - посмотрите "Могилу светлячков".
Ассоциации: Попробуйте посмотреть после "Перл-Харбора".
Блестяще анимированная классика аниме.