Кларк Гейбл (Gable, Clark). Родился 1.2.1901 в Кадисе (шт. Огайо), умер 16.11.1960 в Лос-Анджелесе.
«Король Голливуда» — этот титул, присвоенный Гейблу поклонниками в конце 30-х, сохранился за ним до самой смерти. Три десятилетия он олицетворял собой мужественность и сексуальный магнетизм в такой степени, что стоило ему просто появиться на экране, и картина имела успех. Ироничные смеющиеся глаза, чуть циничная улыбка под маленькой щеточкой усов, стройная поджарая фигура неотразимо влекли к себе дам. Мужчин же покоряли его поступки и в кино, и в жизни: Кларк увлекался охотой, верховой ездой, рыбной ловлей, в минуты опасности был решителен и смел.
Сын фермера, ставшего рабочим-нефтяником, Гейбл с 14 лет работал на шинном заводе. Потом устроился подсобным рабочим в передвижной театр, где время от времени ему перепадали маленькие роли. В 1924-м женился на руководительнице этой труппы — Джозефине Диллон, почти на полтора десятилетия его старше. «Молодые» осели в Голливуде. Вскоре Кларк появился в массовках фильмов «Запретный рай» Э-Любича (1924) и «Веселая вдова» Э. фон Штрогейма (1925). Но движения вперед не было. Продюсер Д.3анук отозвался о дебютанте весьма презрительно: «У него слишком большие уши и вообще он похож на обезьяну».
Переломным для актера стал 1931-й. После того как Гейбл сыграл негодяев и злодеев в более чем дюжине рядовых вестернов и гангстерских лент («Нарисованная пустыня», «Танцуйте, дураки, танцуйте», «Тайная шестерка» и др.), руководство «МГМ», наконец, обнаружило в звезде сексуальную привлекательность. А так как фирме до зарезу был нужен новый романтический герой (прежние — Дж. Гилберт и Р. Новарро не выдержали испытания звуком), Кларку начали давать и роли обольстителей, («Смеющиеся грешники», «Сюзан Леннокс, ее падение и возвышение», где его партнершей была знаменитая Грета Гарбо). В том же году, после развода с Джозефиной, Гейбл женился на Рее Лэнгхем — богатой светской женщине из Техаса, по возрасту годившейся ему в матери, чьих двоих детей он воспитывал как своих.
Успех пришел в 1934-м, когда «МГМ», желая наказать строптивца, теперь отказывавшегося играть отрицательные роли, «одолжила» Гейбла «Коламбии» для съемок в романтической комедии «Это случилось однажды ночью» Фрэнка Капры. Талантливый режиссер помог актеру создать впечатляющий образ ловкого, самоуверенного, обаятельного репортера Питера Уорна, который в погоне за газетной сенсацией завоевывает сердце и получает руку капризной и своевольной наследницы миллионов. Присуждение «Оскара» как лучшему актеру года прочно утвердило Кларка в премьерах. (Стоило ему здесь в одной из сцен появиться без майки, и их продажа в США упала почти до нуля.) А «Мятеж на «Баунти» (1935, в нашем прокате — «Мятежный корабль»), «Сан-Франциско» (1936) и «Летчик-испытатель» (1938) подтвердили право этой звезды на мужское первенство на экране.