ИЛЬЯ ШАКУНОВ - ЧЕЛОВЕК-ЗАГАДКА
Лала Смыслова
журнал «ОТВ» №35 25-31.08.2008
Исполнитель роли Монтекристо не менее таинственен, чем его персонаж
Признаться, собираясь в АМЕДИА на интервью с И. Шакуновым, я услышала от собратьев по перу много нерадостного: дескать, закрытый он человек, тяжелый, неразговорчивый. И действительно на многие вопросы Илья отвечал односложно либо предпочитал вообще не отвечать. Зато закончилась наша встреча совершенно неожиданным взаимным чтением стихов, теплыми улыбками и добрыми пожеланиями в адрес друг друга. Что ж актер, как и любой из нас, имеет полное право на свою собственную территорию, куда не сможет заглянуть никто и где никому не удастся наследить грязной обувью по белоснежному коврику. Нежелание открывать душу на всеобщее обозрение ни на професссионализме, ни на абстрактном понятии о "человечности отдельно взятой личности" не сказывается. А может, в некоторых случаях закрытость и загадочность как раз наоборот способствуют оттачиванию этого профессионализма и повышению уровня пресловутой человечности. Сдается, для И. Шакунова это предположение справедливо: слов на ветер не бросает, а думает об образе, о себе рассказывать не любит, зато в семье все о кей. С нее и начнем. - Илья, поклонницы могут рассчитывать на повышенную благосклонность с вашей стороны, уж больно внешность у вас яркая, мужественная?
- Не хотел бы никого огорчать, но думаю, что в моем случае женщинам ловить особо нечего. Хотя я Лев по гороскопу, а этому знаку приписывают этакую неразборчивость в отношениях с противоположным полом, я крепко люблю свою жену, и мы вместе уже 15 лет.
- Чем она занимается?
- Аня тоже актриса, мы и познакомились в питерском ТЮЗе. Я там уже играл, потом пришла она, и с этого все началось. Я не люблю рассказывать о том, как ухаживал да что улаживал, но могу пару слов сказать о нашей свадьбе. Это был какой-то удивительный день, когда солнце чередуется с дождем, а дождь опять уступает место солнцу. К нам пришло много народу, причем некоторые признавались, что шли просто как на День открытых дверей в каком-нибудь отличном месте. Быть может справедливо не только народное наблюдение: как встретишь Новый год, так его и проведешь, но и мое личное: как отпразднуешь свадьбу, так и будешь жить с женой. Ежедневно, хотя это, конечно связано и с профессией, нас окружает огромное количество людей, да и солнечно-дождливые периоды в жизни, конечно, случались.
-"Дождливые периоды", случайно не были связаны с ревностью, ведь актерам часто приходится играть любовь на съемочной площадке, а там недалеко и заиграться?
- Нет, в нашей семье все построено на доверии друг другу. Мы действительно два творческих человека, но ревность из жизни удалось исключить. Также мы не привыкли считаться, кто к кому подходит после ссоры, кто первый звонит. Я уже давно понял, что хорошо может быть рядом с тем человеком, с которым интересно. Так вот, с Аней мне интересно. Может быть это связано с тем, что она у меня барышня с характером: на все имеет свою точку зрения, которую вполне может отстоять. У Ани есть роль своенравной русалки в спектакле"Учитель ритмики", и в чем-то эта героиня похожа на нее. Разумеется, не полностью...Надеюсь, что лучшие черты и Аниного, и моего характеров передадутся нашей дочери Василисе.
- Необычное имя...Выбирали по святцам, по гороскопам, еще по какой методике?
- Ничего подобного мы не делали.Я и не помню, кто из нас первым предложил это имя, но мы точно шли методом обычного перебора: "Может Даша?" - "Нет, это что-то не то". - "Тогда Катя?"- "Тоже не годится".
- Но в имени Василиса несомненно скрыт легкий подвох: можно вырасти и стать Прекрасной, а можно - Премудрой. Лично для вас какой вариант предпочтительней?
- Если выбирать четко из двух вариантов, отбросив в сторону третий, "синтетический", то пусть уж лучше растет Премудрой. При умении и желании Премудрая - а уж в наше время и подавно! - сделает себя Прекрасной или хотя бы вполне Миленькой, а вот обратную метаморфозу лично я представляю себе с куда большим трудом. А что касается гороскопов, я в них вообще особенно не верю. Да и всяким вещам из серии "влияние имени на судьбу человека" тоже не придаю большого значения. А имя моей дочери, мне в частности нравится тем, что оно редкое, нестандартное.
- Вам удается уделить жене и дочери достаточное количество времени?
- Когда съемки Монтекристо шли особенно полным ходом и тем более когда мы отправились в Марокко, я постоянно мечтал о том, чтобы приехать обратно в Питер и почитать Василисе сказку. Так что ответ на вопрос отрицательный. Но и жаловаться на судьбу смысла нет: профессиональная востребованность - не самая худшая вещь в жизни.
- Тем не менее, за столь продолжительный срок супружеской жизни наверняка возникли какие-то традиции, ритуалы, которые вы стараетесь соблюдать даже при самом большом цейтноте.
- Конечно. Например это привычка плотно, серьезно и желательно вместе завтракать по утрам. На столе непременно должна быть овсяная каша, хлеб, сыр, сосиски и т.д. Словом, чтобы после завтрака весело дотянуть до легкого ужина, который в принципе можно отдать и врагу, потому что есть так и не захотелось. Кстати если я в связи со съемками уж совсем не могу завтракать дома, то варю себе геркулес сам, где бы ни находился. И это не какие-то современные быстрорастворимые каша в пакетиках, а настоящие овсяные хлопья крупного и среднего помола, которые надо поварить как следует, без спешки.
- А вы вообще гурман?
- Навряд ли. Могу спокойно сидеть на картошке с селедкой. В моей жизни было все, в том числе моменты, когда достойной альтернативы этим кушаньям просто не бело в связи с тяжелым материальным положением. Все же работа актера в театре, тем более в Театре юного зрителя, - это вам не кино с многомиллионным бюджетом. Не торопясь переходим к разговору о работе в жизни Ильи Шакунова. Интересно, что при столь выдающихся внешних параметрах (согласитесь, наш Шакунов может составить вполне достойную конкуренцию "ихнему" Бандерасу) и несомненном таланте широкая публика узнала актера именно благодаря сериалу Монтекристо. Хотя до этого у Ильи было много сериальных ролей (Виола Тараканова, Красная капелла, Умножающий печаль). А также серьезных работ в кино: главная роль в картине Олега Ковалова "Темная ночь", многократно показывающейся на международных кинофестивалях, но так и не вышедшей в широкий прокат. Одна из главных ролей в фильме Михаила Брашинского "Гололед", который тоже посмотрела иноязычная публика и который, быть может, в связи с неоднозначной проблематикой ( встреча преуспевающей женщины с красавцем геем) наша критика приняла в штыки. Небольшой но очень выразительный эпизод в картине Алексея Балабанова "Про уродов и людей", оставляющей после себя ощущение некоторого эстетического, культурологического и нравственного шока...
- Осознаете ли вы, что главная роль в сериале Первого канала, который к тому же показывается в прайм-тайм,- это ключ к всенародной славе, и вполне вероятно, новым интересным предложениям, таким, что о картошке с селедкой можно будет навсегда забыть?
- По вашему мнению, я должен прыгать от счастья до потолка? Нет, к роли в Монтекристо я отнесся, как к очередному этапу своей жизни. Новому, интересному, но, возможно не такому судьбоносному. Я давно понял, что в жизни нельзя зацикливаться на чем-то одном, будь то семья или работа, или друзья, или хобби. Имея только одну опору в жизни, человек перестает себя чувствовать уверенно, если вдруг что-то начинает трещать по швам или не клеится. К тому же я нетщеславный человек, и узнаваемость для меня никогда не была стимулом к дальнейшему профессиональному развитию.
- Часть сериала снималась в Марокко. Что больше всего запомнилось в стране?
- А ничего не запомнилось. Мне было очень тяжело там. Жара, солнце, бесконечная работа в кадре, перед кадром, за кадром, между кадрами...
- Вот поражает меня подчас эта актерская позиция:"Ах, ка было трудно!" Ух, как мы уставали! Эх, мы бедные мы, несчастные!" Ну, посмотрите на то же самое с другой стороны: выехали в место, где навряд ли побывали бы сами, хоть что-то да увидели своими глазами, получили впечатления, плюс деньги за работу... Чем плохо?
- Я не говорю, что это плохо. Просто действительно мало запомнил: все время думал о своем герое. Вообще в Марокко архитектура потрясающая: в городах есть кварталы, где у каждого дома свое лицо. С помощью оригинальной отделки фасадов зданий марокканцы с неплохим уровнем жизни сразу пытаются рассказать об этом всем остальным. Но в результате дома многие выглядят празднично и нарядно. Еще я подметил, что чем старинней город, тем меньше улочки. Некоторые настолько узкие, что с трудом разойдешься с компанией в несколько человек, особенно если один из них ведет под узцы ослика - традиционное марокканское средство передвижения, иногда отказывающееся им быть. Однако благодаря таким узким улочкам не возникает ощущения, будто ты находишься в огромном каменном мешке, и, двигаясь из пункта А в пункт Б, ты умудряешься обратить больше внимания на человеческие лица, пофантазировать, о чем могут думать эти люди.
- Вы неоднократно снимались в рекламе и, видимо, не считаете зазорным для себя...
- Не самая значимая для меня тема, которую журналисты любят вытянуть на свет Божий. Я вам вот что скажу можно и в рекламе сняться так, что глубина погружения в шаблонный в большинстве случаев образ окажется очень полезной как для личного, так и для актерского опыта. Можно и на театральную сцену на пять минут выйти молча, без слов, но зритель запомнит тебя больше чем главных героев спектакля. Все человеку нужно, из всего можно извлечь что-то положительное.
- Есть ли у вас кумиры в актерской среде - люди, на которых вы хотели бы равняться в человеческом и в профессиональном смысле?
- Мне ближе манера игры актеров старой, классической школы, но многие из них уже ушли от нас, так что по-человечески научиться у них чему-то вряд ли получится. И все равно хочется сказать, например, об Олеге Дале, Владимире Высоцком...
- О Высоцком именно как об актере или с учетом его поэтического и музыкального талантов?
- Да со всех сторон, хотя в отличии от некоторых я считаю Владимира Семеновича актером безумно талантливым, который так и не успел полностью реализовать именно этот свой потенциал. А Олег Даль, по-моему, - один из тех мастеров, которым в искусстве доступны не только тона, но и полутона, не только завершенные работы, но и эскизы, этюды, наброски. Словом, он актер очень тонкий, многогранный. Впрочем, я и в литературе больше ценю многогранность, разноцветность, чем четкое деление на "хорошо-плохо", "черное-белое". Поэтому допустим, такой литературный персонаж как князь Мышкин мне интересен, а подавляющее большинство героев у того же Дюма, хоть именно его произведение стало первоисточником для нашего сериала,- нет.
- Плюсы и минусы актерской профессии?
- Хороший вопрос! Для меня плюсом является возможность почувствовать себя в шкуре разных людей, хотя, с другой стороны, это и минус, ведь проживать чужие жизни эмоционально тяжело. Так можно запутаться в себе: где я, где мой герой и т.д. Конечно, имеет значение и денежный вопрос, хотя я уверен, директор какого-нибудь стабильно работающего предприятия средней руки в подавляющем большинстве случае чувствует себя намного уверенней, стабильней и спокойней по сравнению со многими актерами. Ведь мы же зависимы, как рядовые сотрудники того же предприятия! И ни для кого не секрет, что например, актеры редко берутся спорить с режиссерами именно потому, что боятся: сейчас они опоздают на площадку на пару минут или чего доброго выскажут свое мнение, режиссер - человек творческий - сегодня встал с той ноги, которой удобней всего дать опоздавшему или высказавшемуся пинка. Потом поползут разговорчики, а актеры - тоже люди творческие- сумеют преподнести инцендент коллегам и другим режиссерам с такой долей художественного вымысла, рядом с которой все повествования Герберта Уэлса покажутся детским лепетом.
- Не следует ли из этого, что лучше сразу учиться на режиссера? У вас не возникало желания попробовать себя в этой ипостаси?
- Я выбрал актерскую профессию сознательно: понимал, куда шел. Ведь до ЛГИТМиКа я сначала поступил и немного поучился в медицинском, а потом в в электротехническом вузе. Бросил оба, ибо почувствовал : не мое. Причем, применительно ко мне это "почувствовал" имеет хорошо осязаемый физический смысл. Если я занимаюсь делом, которое мне не нравится, то начинает болеть голова. Что касается желания переквалифицироваться в режиссеры, то это не так просто. Режиссерская работа - это абсолютно другое. Все мы так или иначе режиссеры своей жизни, правда, сейчас появилось больше сценариев, которые можно воплощать.
- Да что вы! Количество классических жизненных сюжетов не изменилось: как, например, был во все времена любовный треугольник, так и остался.
- Но у современного человека значительно больше точек отсчета, больше моделей поведения. При воплощении, допустим, "любовно-треугольного" сюжета в жизнь он может воспользоваться тем, что когда-то сказал Шекспир, Магомет или Бродский. Каждый из нас владеет таким количеством информации, которое просто не поместилось бы в головах всех членов первобытного племени вместе взятых. И именно поэтому современному человеку сложней: трудно сориентироваться в жизни вообще и своей в частности. Я считаю, что чем меньше точек отсчета, тем проще приблизиться к идеалу и состоянию внутренней гармонии. Верили наши предки в Христа - и все, никаких особенных заморочек.
- То есть вы против оголтелого плюрализма мнений. Однако эту позицию можно назвать и чрезмерно консервативной.
- Да называйте как хотите, но не приклеивайте ярлыков.
Сейчас для меня все вышесказанное является справедливым, а спустя какое-то время я уже могу посмеиваться над собой и своими якобы железобетонными установками. Ведь течет и меняется всё.
Источник