Статья
Когда Бокслейтнер узнал о том, что продюсеры "Вавилона 5" ищут актера на одну из важных ролей, он не придал этому значения. Он видел пару эпизодов, но... Потом ему позвонили и предложили побеседовать с Дугом Неттером и Джоном Коуплендом. Брюс уже работал с Джоном и Дугом во время съемок вестерна в 70-е годы, так что у него появилась возможность возобновить старое знакомство, которой он решил воспользоваться. Ему прислали два последних эпизода первого сезона и несколько сценариев, чтобы он мог сформировать свое мнение о сериале. И Бокслейтнер неожиданно для себя понял, что этот сериал - именно то, что он искал (в юности он даже пробовался на роль Люка в "Звездных войнах"). Это совершенно новый материал, который понравится зрителю. Его привлек налет "мифологичности", которая отличает "Вавилон 5". Кроме того, работа на постоянной основе позволит ему проводить больше времени со своей семьей.
Бокслейтнер: В основном я хотел просто побыть дома, собирался создать новую семью. Я уже давно не снимался в телевизионных сериалах, искал что-то интересное, но не находил. Так что "Вавилон 5" оказался как нельзя кстати.
Поэтому в августе 1994 года Брюс Бокслейтнер принял предложение сниматься в роли капитана Джона Шеридана в сериале "Вавилон 5" и начал знакомиться с тем, что было связано с этой новой работой.
Бокслейтнер: Поначалу язык моего героя просто обескуражил меня. У меня было множество проблем с некоторыми терминами, нужно было постоянно держать в голове вещи, подобные Войне между Землей и Минбаром.
В первый день на съемочной площадке Бокслейтнеру пришлось не сладко. Для начала ему пришлось приложить массу усилий, чтобы научиться ориентироваться в студийном павильоне.
Бокслейтнер: У нас было три больших съемочных павильона в здании бывшего склада. Даже найти дорогу через все эти коридоры и декорации было безумно сложно. Далее, у нас был очень большой коллектив актеров, и лица большинства из них покрывали маски инопланетян или толстый слой грима. Это несколько выводило из состояния равновесия - словно Халлоуин продолжается каждый день.
Главная актриса сериала, Мира Фурлан, в первом моем эпизоде находилась в коконе. Она перерождалась, но у нее все равно остался костяной гребень, окружающий ее голову. И это была моя основная партнерша. А диалоги... Мне пришлось выучить массу текста. Это была очень сложная неделя.
Бокслейтнер знал, что ему пришлось заменить Майкла О'Хара, и это усложняло его задачу.
Бокслейтнер: Глаза всех внимательно следили за мной, поскольку, неважно по каким причинам, я заменил актера, у которого уже были сложившиеся отношения со всеми. Я уже не был зеленым новичком, однако я испытывал определенную неуверенность - думаю, каждому актеру приходится справляться с этим в "вырубать нишу" для себя.
Одна из особенностей "Вавилона 5", по мнению Бокслейтнера, - это люди, с которыми приходится работать. Он не устает расхваливать Миру Фурлан (Деленн), Джерри Дойла (Гарибальди) и Клаудию Кристиан (Иванова).
Бокслейтнер: Мира Фурлан просто изумительна, и мне очень интересно наблюдать, как развиваются наши взаимоотношения. Деленн приоткрывает в Шеридане то, что он еще ребенок: мальчишка, который отправился в космос, зачарованный инопланетянами и другими мирами.
Поначалу отношения между Джерри и Брюсом были довольно настороженные, как и в сериале между их персонажами, но по мере работы они переросли в настоящую дружбу. Дойл признается, что за эти годы Брюс стал одним из его лучших друзей. Они очень многое делают вместе - даже летают на истребителях "F-16".
Сериал принес определенную стабильность в личную жизнь Брюса. Вместо того чтобы скитаться по миру, снимаясь в различных фильмах, теперь он имеет более ли менее постоянное расписание. В 1995 году он женился на Мелиссе Гилберт, с которой его связывали давние, хотя и сложные отношения. В этом же году у него родился сын, которого назвали Майклом Гарретом, от которого сам Брюс просто в восторге. Мелисса Гилберт также приняла участие в съемках сериала, причем в качестве жены героя Брюса - Анны Шеридан ("За'ха'дум"). Свадебная фотография Анны и Джона Шеридан, показанная в кадре, - настоящая фотография со свадьбы Мелиссы и Джона. Примечательно, что продюсеры сами обратились к Мелиссе с предложением исполнить роль Анны, - Брюс даже не знал об этом. Мелисса очень благодарна им за это приглашение, поскольку тогда она впервые появилась на экране после рождения ребенка.
Брюс в восторге от того, как Питер Юрасик играет Лондо. Он часто оставался после съемок и смотрел сцены между Лондо и Картажье. Из приглашенных актеров самое сильное впечатление произвели на него Брэд Дурифф (брат Эдвард), Луис Туренн (брат Тео), Майкл Ансара (техномаг Элрик).
Брюс выглядит в сериале настолько естественно, что поклонники сериала не воспринимают актера как отдельную личность. Брюс рассказывает, что фаны "Вавилона 5" считают его настоящим капитаном:
Бокслейтнер: Это очень забавно. Они обращаются со мной как с капитаном. Они словно тушуются, когда подходят ко мне. Им кажется, что я собираюсь прокричать какие-то приказы или что-то в этом роде.
Бокслейтнер, как и многие актеры, честно признается, что успел забыть многие моменты сериала, которые так хорошо помнят поклонники.
Бокслейтнер: Они говорят "в эпизоде таком-то" и произносят название, а я давно забыл все названия. А они помнят. "Когда вы сказали то-то и то-то, что вы думали на самом деле, потому что я полагал, что вы..." А я, если честно, порой не могу даже вспомнить, о каком эпизоде идет речь.
Брюс внес в роль Джона Шеридана очень много - именно благодаря ему мы воспринимаем Шеридана как совершенно живого человека, со всеми его достоинствами и недостатками, человека, который делает ошибки и исправляет их, которому приходится принимать судьбоносные решения, но он находит в себе силы сохранить лучшее, что есть в нем.
Бокслейтнер: Я пытался быть несколько менее безгрешным и безошибочным. Очень легко изображать из себя идеал, но я всегда стремился к тому, чтобы быть немного более человечным. Иметь обычные недостатки и изъяны.
Думаю, Стражинский хорошо изучил меня и ухватил то главное, что есть во мне. И вставил это в Шеридана. Я обнаружил, что он представляет собой комбинацию многих персонажей, уже сыгранных мною на телевидении.
Думаю, когда Джо создает свою историю, он вынужден выписывать в некотором роде "общих персонажей, пока не появится актер (каким бы он ни был) и не заполнит пробелы. И тогда Джо может создать более яркий образ в расчете на конкретного актера. Поэтому мне пришлось заполнить проблемы, что были оставлены для меня.
Мне кажется, порой Шеридан излишне самонадеян и заносчив. Иногда в тех случая, когда надо сдержаться, он слишком импульсивен. Однако у него прекрасное чувство юмора и изумительная способность удивляться тому, что окружает его. Он по-прежнему похож на маленького мальчика.
Мне очень нравится, как меняется мой персонаж. Думаю, JMS придает ему больше оттенков, Шеридан обретает зрелость...
Каждый персонаж совершает свое путешествие. Нам дозволено изменяться, менять внешность - как и происходит в жизни. Никто не остается одинаковым в течение всей жизни... Мы сняли последний эпизод, действие которого происходит через двадцать лет, и там мы совсем иные люди. Подобные перемены очень необычны для телевизионного сериала.
Больше всего во время работы над сериалом Брюсу понравились форма и "Звездные фурии", а меньше всего... - меню ресторанов в "Зокало". Одной из наиболее сложных сцен со спецэффектами для Бокслейтнера была сцена из фильма TNT "Третье пространство", когда Шеридан беспомощно крутится в скафандре. Там Брюсу пришлось выступить в роли знаменитого мишки из эпизода "Вопрос чести". А больше всего запомнились ему эпизоды "В тени За'ха'дума", "За'ха'дум" и "Разрывы в реальном времени".
Бокслейтнер: Мне понравилось сниматься со своей женой, Мелиссой Гилберт. А "Разрывы в реальном времени" - совершенно выдающийся эпизод для меня, он отличается от всего сериала, потому что здесь нас было только двое - Рей Бирк и я. Иметь возможность сыграть подобный материал - величайший подарок для актера, и я всегда буду благодарен за это Джо.
Бокслейтнер с огромным уважением относится к научной фантастике.
Бокслейтнер: Научная фантастика развивает ваше воображение, что очень важно, когда вы работаете в сериале со спецэффектами. Если все, что находится перед вами, - это синий экран, то вам нужно суметь вообразить самые невероятные вещи. Вы должны увидеть что-то и заставить публику тоже видеть это. Стоять на балконе над городом на чужой планете, а затем прыгнуть в пропасть - это надо сыграть по-настоящему. Думаю, научная фантастика делает из вас настоящего актера.
Научная фантастика в первую очередь говорит о надежде, о нашем будущем. Не важно, куда мы идем, мы несем с собой наши тревоги, проблемы, наши отличительные черты, однако мы - исследователи по природе.
Бокслейтнер достаточно философски воспринимает то, что сериал подошел к концу:
Бокслейтнер: Сюжет в некотором роде действительно завершен, как и говорил с самого начала создатель сериала, Джо Стражинский: он хотел снять пятилетнюю сагу, и мы подошли к концу этих пяти лет. Есть множество разнообразных историй, которые продолжатся в спин-оффах, a la "Star Trek: The Next Generation" или что-то в этом роде. Кто знает, что случится в будущем "Вавилона 5"? Но прошлое было фантастичным.
Став страстным поклонником научной фантастики, Бокслейтнер даже собирается написать свой собственный роман.
Бокслейтнер: Я заключил соглашение на две книги с Bergman Press. Пока я отложил это в сторону, но в следующем году надеюсь заняться этим проектом вплотную... Я попытался сочетать два жанра, которые мне действительно нравятся, - вестерн и научная фантастика. Так уж получилось, что в данный момент я лучше всего знаком именно с ними.
Не только Брюс повлиял на сериал, но и работа над "Вавилоном 5" оказала большое воздействие на самого актера.
Бокслейтнер: Теперь, когда я смотрю на звезды, я совершенно иначе воспринимаю то, что вижу. Теперь у меня даже есть большой телескоп. У меня родился сын. Когда мне было девятнадцать лет, поздней ночью 20 июля 1969 года я вышел на улицу и посмотрел на Луну, зная, что американцы находятся на ней. Я очень хорошо помню эти минуты: стояла душная летняя ночь, я был у своей подруги, которая жила Иллинойсе. Мы выскочили на улицу, с восторгом глядя на эту непостижимую луну. Люди сделали это. И я смотрю на своего сына и гадаю, что же увидит он, когда будет молодым.
Национальное Космическое общество (National Space Society - NSS) объявило на ежегодной встрече NSS в мае 1998 года, что Брюс Бокслейтнер введен в состав NSS Board of Governors. Вместе со своей женой Мелиссой Гилберт и Джерри Дойлом Бокслейтнер побывал на запусках космических кораблей и на Edwards Air Force Base.
Бокслейтнер: Я действительно очень рад присоединиться к этой визионерской группе. Я всегда был энтузиастом космоса. "Вавилон 5" и его поклонники (среди которых много ученых и инженеров) помогли мне развить это увлечение. Вместе со своей семьей я следил за запусками шаттлов, приглашал астронавтов на съемки. Реальность является столь же волнующей, как и то, что мы делаем на телевидении. Так что я принимаю роль гражданина, который с помощью NSS будет рассказывать людям новости об исследовании космоса и организовывать поддержку космических программ.