Предлагаю обсуждать фантастические фильмы в одной теме.
И хочу начать с фильма, который и привил мне любовь к этому жанру. Я пересмотрела его на днях и осталась под таким же впечатлением, как и в детстве, несмотря на то, что в нем нет спецэффектов, без которых мы уже и не мыслим подобных фильмов, нет галактических сражений, порой наивным кажется сюжет и изображение будущого. Но идея фильма, предостережения, которые в нем звучат, прекрасная музыка, чудесная игра актеров, восхитительно показаная история любви, недомовки и многое другое делают этот фильм любимым не только мной, но и, я надеюсь, многими другими.
«Че́рез те́рнии к звёздам»
популярный научно-фантастический двухсерийный фильм режиссёра Ричарда Викторова по сценарию Кира Булычёва.
Сюжет
XXIII век. Звездолёт дальней разведки «Пушкин» обнаруживает в космосе погибший корабль неизвестного происхождения, на нём — мертвых гуманоидных существ, искусственно выведенных путём клонирования. Одно из них (девушка) оказывается живым, её доставляют на Землю, где учёный Сергей Лебедев поселяет её в своём доме.
Девушка живёт в доме Лебедева, осваивается в его семье, состоящей из пожилых родителей Сергея (отец — океанолог, мать — профессор медицины, акушер) и его сына Степана — курсанта школы космонавтики. Вскоре Нийя (так зовут девушку) обнаруживает некоторые сверхчеловеческие способности, в частности, она может телепортировать на небольшие расстояния и усилием воли останавливать летящие в неё предметы. Осуществляющая контроль профессор Надежда Иванова обнаруживает у Нийи в мозгу центр послушания, с помощью которого людьми-клонами возможно управлять. Сама Нийя почти ничего не может рассказать о себе — из-за взрыва, погубившего корабль, у неё полностью пропала память. Лишь иногда в мозгу девушки всплывают отдельные эпизоды прошлого.
По телевидению показывают репортаж о визите посланника Ракана с планеты Десса. Он прилетел, чтобы просить у Земли помощи: на Дессе растрачены все ресурсы и уничтожена вся живая природа, у населения нет воды и воздуха, люди находится под угрозой скорой гибели. Увидев Ракана, Нийя вспоминает, что её родная планета — это Десса…
Фильм раскрывает тему взаимной любви землянина и инопланетного существа. Степан Лебедев влюбился в Нийю. Нийя, в свою очередь, полюбила Степана, однако жертвует своими чувствами ради родной планеты Десса и остаётся на планете для помощи в возрождении жизни на ней, вопреки мольбам Степана лететь с ним на Землю. Нийя на прощание делает ладонью «скан» лица Степана и как бы помещает его себе в душу на память.
В ролях
• Елена Метёлкина — Нийя
• Евгений Карельских — пилот звездолёта
• Улдис Лиелдидж — Сергей Лебедев
• Надежда Семенцова — Надежда Иванова
• Вадим Ледогоров — Степан Лебедев
• Елена Фадеева — Мария Павловна
• Вацлав Дворжецкий — Петр Петрович Лебедев
• Людмила Нильская — Селена
• Александр Лазарев — Виктор Климов
• Игорь Ледогоров — Ракан
• Александр Михайлов — Олег Дрейер
• Борис Щербаков — Эдуард Колотун
• Глеб Стриженов — Глан
• Игорь Ясулович — Торки
• Владимир Фёдоров — Туранчокс
• Валерий Носик — Лий
• Алексей Ванин — Бармалей
Новая версия фильма
В 2001 году сыном режиссёра была выпущена переработанная версия фильма. Проведена цифровая обработка изображения, восстановление цвета, переработаны некоторые спецэффекты, записана полностью новая звуковая дорожка в формате Dolby Digital. Продолжительность фильма приведена в соответствие со стандартами современного кинопроката, в результате он сокращён на 20 минут. По утверждениям авторов, в переработанной версии сокращены растянутые эпизоды, снижавшие динамику фильма, и выброшены эпизоды, нёсшие в себе советскую идеологическую окраску.
Заметно сокращены следующие сцены:
• Совещание на орбитальной станции, на котором определялась дальнейшая судьба Нийи.
• Убран диалог Степана и командира «Астры» о назначении космического судна из сцены разговора перед отлетом.
• Сцена работы Сергея с Нийей в его доме, обучение девушки. Удалён существенный момент, когда Нийя начинает осмысленно общаться:
«Нийя: Я — Нийя.
Сергей: Говори!
Нийя: Ты — Сергей.
Сергей: Говори!
Нийя: Он — Степан.
Сергей: Говори!
Нийя: Мы — люди!
Сергей: Стоп! Всем отдыхать! На воздух!»
• В оригинальном варианте Нийя, собираясь купаться в море, полностью раздевается в присутствии Степана и его знакомой Селены, и Степан вынужден объяснять ей, что у землян так не принято. В новой версии эпизод с раздеванием донага и объяснениями Степана исключён. Девушка просто скидывает сарафан собираясь купаться, в этот момент Надежда, постоянно наблюдающая с помощью техники за Нийей, демонстрирует Лебедеву возможность управления клоном, говоря: «Смотри, сейчас я её одену», даёт команду, и девушка молниеносно одевается.
Композитор Алексей Рыбников при написании музыки к оригинальному фильму использовал мелодии, написанные им для оперы «Юнона и Авось». В новой версии по соображениям охраны авторских прав все они были заменены музыкой Д. Рыбникова, сына Алексея Львовича. Правда, основная музыкальная тема фильма была сохранена
Интересные факты
• Главная героиня фильма сейчас работает продавщицей обуви в Москве, а главный герой эмигрировал в Новую Зеландию.
• Звездолеты землян выполнены в форме «летающих тарелок». Это первое появление летающих тарелок как земных космических кораблей в мировом кинематографе. До фильма «Через тернии к звездам» «тарелками» в кино пользовались только инопланетяне.
• Виды гибнущей планеты Десса снимались в Таджикистане, в окрестностях заброшенного нефтеперерабатывающего завода возле города Исфары. Интересно, что до этого там планировали снимать фильм Андрея Тарковского «Сталкер», но не нашли места для размещения съемочной группы и перенесли съемки в Эстонию.
• Хотя действие фильма происходит спустя 3 века, в его сценах отчётливо видна используемая героями жевательная резинка в пластинках московского производства времён съёмок фильма, а так же детская молочная смесь «Малыш».
• В новой версии фильма применены звуки DTMF сигналов при нажатии на кнопки пульта управления Астрой. При запуске реактора корабля вставлен звук запуска реактивных двигателей самолета из игры-симулятора МиГ-29. В основной музыкальной теме, в её начале, вставлен сэмпл из заставок игр компании Auran (точно такой же воспроизводится в игре-симуляторе железных дорог TrainZ в её стартовой заставке).
• Также бросается в глаза зрителю неадекватность сюжетному времени фильма использования в качестве интерьера космопорта зала московского аэропорта Шереметьево-2 времён съёмок фильма практически в неизменном нефутуристичном виде (только с соответствующими надписями планет на обычных табло прибытия-отправления).
• На информационном табло космопорта можно заметить название звездолета «Заря», и пункт его назначения — Кассиопея. Это звездолет из другого фильма Ричарда Викторова: Москва-Кассиопея.
• В новой версии фильма добавлены кадры парящих в облаках над космопортом звездолетов, а посадочная площадка в точности копирует знаменитую «рюмку» аэропорта Шереметьево-1.
• В конце фильма предполагалось поместить надпись: «Все кадры гибнущей планеты Десса сняты на территории СССР». Цензура эту фразу потребовала убрать. Только в новой версии фильма в финальных титрах мы можем увидеть фразу: «Все кадры гибнущей планеты Десса сняты на планете Земля».
• В конце фильма новой версии ошибочно указан актёр Владимир Носик, сыгравший Лийя. На самом деле Лийя играл Валерий Носик.
• В эпизоде, где Нийя раздевается на пляже, изначально было задумано показать, что у героини отсутствует пупок. Партийное начальство сочло такую сцену недопустимой в советском киноискусстве. Пришлось ради сохранения сцены выдумывать диалог про «моральные нормы землян».
• Изначально задумывалось, что «Астра», совершив посадку на планете Океан, вступит в бой со страшным морским чудищем, которое, по замыслу режиссеров, должно было стать самым страшным из всех киномонстров всех времен, а сцена сражения — одной из самых захватывающих. Но эпизод сократили из-за финансовых трудностей, оставив трогательную сцену прощания с «коллегой Прулем».
• Актер Улдис Лиелдидж, сыгравший Сергея Лебедева, прославился в советском кинематографе ролями немецких офицеров времен Великой Отечественной, эсэсовцев и так далее. Это его первая роль положительного персонажа, да еще и русского по национальности.
• Предполагалось, что Нийя будет в фильме абсолютно лысой. Так бы оно и было, если бы не вмешательство партийной цензуры, которая в этом усмотрело нарушение моральных норм. Пришлось выдумывать «пушок» на голове главной героини.
• В фильме должен был быть показан флаер — аппарат, который спускает Нийю и Сергея Лебедева с орбиты прямо к его дому на посадочную площадку. Но и на это транспортное средство денег не хватило, пришлось показать, как на площадку сходят Сергей и Нийя… а откуда, так и осталось неясным. Также, в сцене, когда Степан Лебедев просит у Надежды разрешение «покататься», он идет за кусты, где очень ясно виден обычный автомобиль. И это — в XXIII веке.
• Робот Бармалей должен был быть, по замыслу режиссера, сделанным из металла. Но первую конструкцию, сваренную из железных ведер, Викторов отверг. На другую не осталось ни времени, ни средств. Так вместо железного «терминатора» сделали надувного пупса.
• Среди персонажей фильма самый, пожалуй, колоритный - разумный осьминог «Коллега Пруль», боящийся кошек. Коллега Пруль любит покушать и его фраза: «вкусно, дай ещё» стала мемом, как и фразы: «коты не стучат», «Это член экипажа — Василий».
Отредактировано Лада К. (2010-05-06 16:22:09)