Какой праздник без "Офицеров"?
Идея снять картину, рассказывающую о нелегкой судьбе жены офицера, родилась у сценариста Кирилла Рапопорта ровно сорок лет назад. И он вместе с писателем Борисом Васильевым написал заявку на сценарий. С ней ознакомился маршал Андрей Гречко, который в те годы был министром обороны, и сказал: «Отлично, полный вперед, но в картине обязательно должна прозвучать фраза: «Есть такая профессия — защищать свою Родину». В этой фразе весь смысл».
Режиссером «Офицеров» стал Владимир Роговой. Экономист по образованию, он работал директором Киностудии им. Максима Горького, затем окончил режиссерские курсы и решил попробовать себя в новом амплуа. Роговой и Борис Васильев были ровесниками, оба прошли войну и прекрасно понимали друг друга. Васильев верил, что Роговой сделает добротный и правдивый фильм. Так оно и получилось.
У некоторых из героев картины были реальные прототипы. Так, одному из них Борис Васильев подарил имя и фамилию краснодарского поэта Ивана Вараввы. Тот учился в Литературном институте и на сценарных курсах, где они с Васильевым и познакомились. Во время войны Варавва был лейтенантом. Васильев частенько расспрашивал его о семье, фронтовых буднях.
— Я удивлялся, зачем ему? — вспоминает поэт. — Он, как правило, отвечал: «Может, пригодится». И ведь увековечил моего деда Тихона! Тот бился в седле так яростно, что как-то у него по шву штаны разорвались, Борис включил этот эпизод в сценарий. Сам я человек мирный, мечтательный, романтичный, но кое-что и от моего характера Васильев приписал герою: я вот, когда иду домой, частенько жене цветы с клумбы рву...
Прототипом героя актера Георгия Юматова стал отец Бориса Васильева — кадровый военный царской армии, перешедший на сторону красных. Актера с ним познакомили, и тот перенял у ветерана интонацию, мимику и жесты...
Роль Вараввы Владимир Роговой думал отдать Олегу Ефремову, но актер оказался очень занят в театре и на съемках в кино. А второй режиссер Владимир Златоустовский настаивал на кандидатуре Василия Ланового. Но Роговой поначалу не соглашался и раздраженно отвечал: «Зачем нам Турандот?» (Лановой в то время играл в легендарном спектакле Театра им. Евг. Вахтангова «Принцесса Турандот». — Д. С.) В итоге Златоустовский, дождавшись отказа от Ефремова, не выдержал и деликатно напомнил режиссеру, что Лановой — это не только Турандот, но еще и Павел Корчагин. Тот согласился посмотреть актера и без колебаний утвердил на роль. Но теперь уже актер начал отказываться от съемок в фильме: роль ему показалась не главной и не очень большой. К тому же Василий Лановой никак не мог понять свое место в этом любовном треугольнике.
Не ожидавший такого поворота событий Роговой пригрозил, что пожалуется в ЦК ВЛКСМ, и там примут меры, параллельно пообещав денег в три раза больше, чем обычно платят актерам за подобную работу. Лановой почти согласился, но попросил детальнее прописать характер и поступки его героя.
Васильев и Рапопорт выполнили задание актера на отлично. Прочтя обновленный сценарий, Лановой с радостью воскликнул: «Это уже вектор направления!» — и согласился на съемки.
На роль Алексея Трофимова Роговой пробовал более 40 актеров, но остановился на Георгии Юматове. Его судьба идеально легла на роль, и режиссер очень хотел видеть в картине этого актера. Но боялся его утверждать из-за пристрастия Юматова к алкоголю.
Кроме того, между Лановым и Юматовым были весьма натянутые отношения. Юматов мечтал сыграть в фильме «Павел Корчагин», но на главную роль в той ленте утвердили Ланового. Тем не менее Юматова утвердили в «Офицерах», и во время съемок актеры помирились.
Правда, гримерам пришлось нелегко: ведь им нужно было сорокалетнего Юматова превращать в восемнадцатилетнего парня. Актеру клеили вокруг лица ленту и затягивали кожу сзади под парик или фуражку — так он казался гораздо моложе. Настрадались не только гримеры — у актера после таких подтяжек долго болела кожа.
А вот в сцене, когда после возвращения Алексея из Испании жена разглядывает у него на спине след от ранения, гримеры не трудились — ранение у Юматова настоящее, полученное во время Великой Отечественной войны.
Сегодня «Офицеров» невозможно представить без Алины Покровской.Однако изначально на роль Любы Трофимовой была утверждена и даже уже играла другая актриса — Елена Добронравова, но она видела роль совсем не так, как хотел режиссер: Люба у нее получалась женщиной «себе на уме», тайно влюбленной в Варавву. Роговой переживал, что ситуация выходит из-под контроля — ведь любовный треугольник становился на редкость пошлым, но спорить с властной Добронравовой практически не мог…. И тогда он решил: пока не поздно поменять актрису. Он начал просматривать другие кандидатуры, но все безрезультатно. И вдруг в троллейбусе он случайно столкнулся с Алиной Покровской, потом заглянул в Театр Советской армии, посмотрел ее на сцене и… предложил прочесть сценарий. Актрисе очень захотелось сыграть эту сложную и интересную роль. Пройти вместе со своей героиней целую жизнь – от девушки до бабушки.
— Помню свой первый съемочный день, — рассказывает Алина Покровская. — Очень переживала, долго готовилась, думала о том, какое у меня будет лицо. Прибежала в гримерную, а мне протягивают седую накладочку. Оказывается, в тот день снималась финальная сцена — так что я сразу начала съемки с бабушки Любы.
— Юматов с наслаждением играл в семью, — продолжает актриса. — Он мечтал о детях и, похоже, проецировал эту мечту на свою роль, делая это как-то особенно, нежно, почти влюблено относясь ко мне. Я этого не поощряла, но было приятно.
Мальчика на роль Вани Трофимова искали долго. Ребят гримировали, приклеивали носы — не получалось. И тут Владимир Златоустовский вспомнил чудного ушастого мальчугана из «Приключений желтого чемоданчика». Так в фильме появился Андрюшу Громов, которого за лопоухость прозвали Локатором. После этой роли парня без экзаменов принимали в Суворовское военное училище, но Андрей предпочел профессию дипломата и на протяжении длительного времени работал в Индии, Италии, Австралии...
Это потом – уже через много лет — Ланового будут называть первым офицером России, а поначалу он мучительно подбирал ключи к своей роли. И помогла ему в этом… музыка. Как-то актер слушал «Времена года» Вивальди и в момент наиболее оптимистического звучания понял: вот же он, Варавва, радостный, открытый...
— Меня как током пронзила эта мысль, — рассказывает Василий Лановой. — В нем кипит радость бытия, он весь искрится, как звучащая музыка. Да, он любит жену своего друга и знает, что это безнадежно, но он не впадает от этого в уныние. Он все равно любит, он счастлив, от того что это высокое чувство снизошло к нему!
К слову, Василию Семеновичу предлагали спеть за кадром, ставшую теперь знаменитой, песню Рафаила Хозака на стихи Евгения Аграновича «О героях былых времен». Лановой очень хотел ее исполнить, но вынужден был отказаться: времени на репетиции не было. Попробовал Владимир Златоустовский, и у него получилось. В «Офицерах» вот уже почти 40 лет мы слышим именно его голос.
В сценарии ленты было много динамичных эпизодов. Чтобы их снять, оператору Михаилу Кириллову приходилось проявлять чудеса изобретательности. Помните сцену, когда Варавва бежал по крышам вагонов к рожающей Любе и дарил ей цветы? Кириллов попросил, чтобы к нему привязали камеру, а его самого — к ступенькам паровоза. Так и снимал.
А в китайском эпизоде, который в зависимости от отношений нашей страны с Поднебесной, то вырезали из ленты, то вставляли вновь, оператор снял в павильоне волшебный восход полной луны, причем без всяких технических ухищрений. Как? Остается загадкой.
Съемки фильма проходили по всему Советскому Союзу: в Москве, Подмосковье, Твери, Севастополе, Ашхабаде.
Эпизод возле Министерства обороны, в котором находился кабинет генерала Варравы, снимали летом во время студенческих каникул у входа в химический факультет МГУ. Почему? Просто киношникам работать у здания Министерства обороны на Фрунзенской набережной запретили. А крыльцо корпуса химического факультета МГУ очень напоминало вход в здание военного ведомства.
Сцену, в которой Люба Трофимова узнает о смерти сына и встречает невестку Машу с новорожденным внуком, снимали зимой в сильный мороз в Сокольниках. На заброшенную железнодорожную ветку на окраине парка подогнали фронтовые вагоны.
— Было очень холодно, — рассказывает Алина Покровская, — мы настолько замерзли, что в сцене, где моя Люба получает документы о смерти сына, мне даже не пришлось заставлять себя плакать. От мороза слезы сами полились в три ручья.
Роль новорожденного внука Любы Трофимовой в фильме сыграл малыш из детского дома. Мать отказалась от него в роддоме — ее будущий муж (отец мальчика) был против ребенка и сказал, что, если она не избавится от него, он не женится на ней. Но, к счастью, свадьба горе-мамаши не состоялась. И осенью 1971 года (после выхода «Офицеров» на экраны страны) она забрала сына из детского дома.
Кстати, всесоюзная премьера «Офицеров» проходила дважды. В первый раз летом 1971 года – при практически пустых залах! После чего прокатчики приняли беспрецедентное решение повторить премьеру осенью, и «Офицеры» начали собирать по стране тысячные залы!
А в конце года, согласно опросу популярного в те годы журнала «Советский экран», «Офицеры» признали лучшим фильмом, а Василия Ланового – лучшим актером.