Иногда — очень редко — книга перестает быть только плодом творчества литератора и становится документом. Свидетельством. Позорным столбом, если хотите. Приговором и судом одновременно.
Эта история вряд ли бы так удивила и шокировала читателя, случись она в веке эдак в XIV-XV, когда царствовали дикость и невежество. Нечто подобное запросто могли бы придумать авторы антиутопий — и тогда бы читатель поеживался, перелистывая страницы, но успокаивался бы мыслью «это выдумка». Но «Сожженная заживо» — недавняя и реальная история.
«Я девушка, а девушка должна идти быстро, низко опустив голову, словно она считает шаги. Глаза ее не должны ни подниматься, ни уходить вправо и влево от дороги, потому что если вдруг встретятся с глазами мужчины, вся деревня сочтет, что она шармута».
В провинции, в потерянной «где-то на иорданской территории» деревушке случилась эта история. Одна из многих. Страшная не столько самим фактом убийства, сколько обыденностью этого факта. Да, девочку сожгли заживо. Наказали за грех. Но нет в этом ничего особенного — в системе ценностей, внутри которой живет деревушка (как и многие другие в том мире), ценность женской жизни чуть меньше, чем ценность жизни овцы. Или козы.
Можно с уверенностью сказать, что книга эта для любого европейца — а особенно для женщины — станет шоком и откровением. Разумеется, убивают детей, издеваются над женщинами, творят насилие и в западном, и в восточном мире. Но для европейцев подобные случаи — шок и ужас. Для малограмотных невежественных обитателей малоазиатских деревушек — обыденность. Традиция.
Историю Суад, рассказанную ею самой и представителями общественной организации «Возникновение» (именно они нашли обожженную, медленно умирающую Суад в госпитале и спасли от смерти — никто из сестер и врачей не хотел иметь дело с грешницей), трудно оценивать с точки зрения красоты слога или изящества стиля. Невероятное по силе воздействие этой книги в другом. В документальности.
Книга написана в результате лечения подавленной памяти. Согласно содержанию, Суад забыла об этом происшествии и вспомнила о нём только через два десятилетия, когда вылечилась благодаря лечению у психиатра. Австралийский историк Терез Тейлор в своей критической статье впоследсивии указал на многочисленные медицинские, культурные и исторические несоответсвия в книге, что поставило её достоверность под сомнение.
В частности, Суад написала, что выжила после покушения без медицинской помощи, получв ожёг 70 % тела, что невозможно (в версии для США издательства повысили эту цифру до ещё менее правдоподобных 90 %). Суад также упоминала, что её сестра была задушена телефонным проводом, в то время как в те годы, когда происходили описываемые ею события в деревнях на Западном Берегу не было телефонов. До настоящего времени нет независимых доказательств, подтверждающих, что происходящие в книге события происходили на самом деле или даже, что Суад существует вообще. Историк заключает свой анализ тем, что Суад скорее всего не знает кто она и как была сожжена.
Тем не менее, фонд «Возрождение» действительно существует и на самом деле занимается спасением женщин от насилия. Кроме того, нельзя отрицать факт, что в закрытых восточных и африканских обществах действительно нарушаются права женщин и подобные случаи имеют место быть. Во многих исламских государствах существуют законы, ущемляющие права женщин. Существует множетсво свидетельств, подтверждающих широкой распространение «убийство чести», в частности за связь вне брака.
И все-таки для читателя не должно быть так важно, существует ли Суад на самом деле, выдумана ли эта конкретная история или нет, досконально ли проверены исторические моменты в книге. Суть повествования — в самом факте существования семейного насилия. «Сожженная заживо» — ярчайший портрет темного царства, которое многие идеализируют или крайне смутно представляют. Оттуда, из этого царства, растут ноги погромов в Париже, исламского фанатизма, войн с неверными… И дело не в религии, исповедуемой родными Суад. Дело в невежестве. В беспросветности жизни. В насилии, ставшем нормой. В заскорузлых традициях.
Я ревела! Страшно представить, что такое моожет быть
Отредактировано ЛенаП (2010-07-16 11:08:36)